игумен земли русской

Издавна Коломна известна, как «город Димитрия Донского». Об этом свидетельствует память народная, археологические,  архитектурные и церковные памятники. Но трудно представить себе эпоху 2-й половины XIV в. без такой фигуры, как св. Сергий Радонежский. Конечно, и в Коломне этот знаменитый  подвижник оставил глубокий след, о чем особенно важно вспомнить в год 600-летия Святого.
Мы не располагаем точными документированными  свидетельствами о каждом пребывании в нашем городе   преподобного Сергия. Таких свидетельств и не могло остаться, поскольку движение отдельных людей, даже таких, как св. Сергий, фиксировалось летописцем лишь в том случае, если они выполняли важное дипломатическое поручение или принимали участие в значительном государственном событии. Народные  сказания Коломны сообщают, однако, что Сергий бывал здесь часто, и у нас есть основания  верить этим рассказам.
Дважды Коломна в письменных источниках прямо связывается с Сергием Радонежским - и оба раза при обстоятельствах, имеющих громадное духовное и политическое значение.

1. Основание Старо-Голутвина монастыря.

В 1374 г., незадолго до Куликовской битвы, на слиянии Москвы-реки с Окою был основан св. Сергием Голутвин Богоявленский мужской монастырь. Обитель призвана была осуществлять особую миссию. И дело не только в стратегическом значении места (на слиянии рек, у Окского брода, с которого в случае опасности   вражеского набега можно было подать весть коломенской крепости). Судя по тому, что в монастыре возводится каменный собор, князь московский (а только он был в состоянии осуществить подобного рода постройку) придавал монастырю важное духовное значение. Каменные постройки в XIV—XV вв. вообще были большой редкостью. Троице-Сергиев монастырь, например,   при жизни своего основателя не имел каменных храмов.
Первым игуменом и строителем Голутвина   монастыря стал один из ближайших учеников Сергия — Григорий, почитаемый в   кругу   Троице-Сергиевских святых как Григорий Голутвинский. Обилие реликвий, связанных  с преподобным  Сергием, говорит о его частом пребывании на коломенской земле.

2. Примирение князей.

Особенно жестокой междоусобицей,  потрясающей   единство Руси, была застарелая   распря между Москвой и Рязанью.  В конце XIV в конфликт разгорелся с наибольшим ожесточением. В 1385 ., в отместку за нападение на Рязань, Олег Рязанский сжег Коломну. Димитрий Донской  вынужден был обратиться к св. Сергию, и тот отправился в Рязань на переговоры. Ему удалось убедить Князя Олега оставить распри; в Голувин монастырь   они   явились вместе. Недалеко от Коломны заключено было, благодаря посредничеству Сергия,  соглашение о мире, прекращалась война, закреплялись границы. Олег Рязанский признал себя «молодшим братом»  Московскому Князю.
В свете татарской и литовской военной опасности это соглашение имело важное, если не решающее значение.

3. Святой колодец.

Недалеко от Голутвина, по берегу Оки, в Колычеве, до сих пор сохранился источник, появление которого народная память связывает с Сергием Радонежским. Говорили, что св. Сергий ударил своим посохом оземь - и открылась вода. Источник издавна почитали, называя его Святым колодцем. Из него никогда не брали воду для бытовых нужд.

4. Реликвии св. Сергия.

Долгое время в Голутвине монастыре сохранялись предметы, связанные с памятью святого: его ризы, крест (очевидно, напрестольный). Посох    св. Сергия также хранился в обители. К сожалению, ни одна из этих святынь не дошла до нашего времени.

5. Почитание памяти.

Каменная церковь св. Сергия Радонежского упоминается среди построек Старо-Голутвина монастыря с 70-х гг. XVIв. Позже храм неоднократно перестраивался. Последняя   переделка производилась в 1828—1833 гг. Это отличный пример ампирного стиля — двухъярусный храм со стройной ротондой. Церковь была теплой, смежной с настоятельскими кельями. Храм освящен 2 сентября (ст. ст.) 1833 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В Ново-Голутвине  монастыре старинная Покровская церковь в первой четверти XIX в. была переосвящена в память преподобного Сергия. Это еще раз свидетельствует об особом почитании святого в нашем городе.
В Богоявленской церкви города Коломны и по сию пору хранится икона св. Сергия Радонежского с частицей мощей святого. В дни памяти Преподобного ее выносят из алтаря к народу. Недавно икона была похищена; ее, однако, нашли и вернули в храм.

Роман Гацко, историк и краевед.

Житие Преподобного и Богоносного
отца нашего Сергия,
игумена Радонежского,
чудотворца

Память его 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля


Преподобный и Богоносный отец наш Сергий родился в 1314 году от Рождества Христова в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. По рождении он был назван Варфоломеем. От дня рождения сей дивный младенец по средам и пятницам не вкушал никакой пищи. Это было началом великого воздержания и поста, которые потом он показал в совершенном возрасте. Когда же ему исполнилось семь лет от рождения, он начал учиться грамоте, но учение, несмотря на все его старания, не давалось ему из-за плохой памяти. Это очень огорчало Варфоломея. Однажды, любя уединение и безмолвие, он пошел в лес и там увидел некоего инока, который стоял на молитве. Варфоломей приблизился к нему и остановился, ожидая, когда он кончит молитву. «Что надо тебе, чадо?» — спросил его инок. «Отдан я, отче, учиться грамоте, — отвечал отрок, — и плохо понимаю то, что говорит мне мой учитель. Об этом я очень скорблю и не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помолись за меня Богу, чтобы Он по молитвам твоим вразумил меня». Инок помолился, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, да даст тебе Бог понять все, что нужно для тебя, чтобы ты мог потом и других научить». После сего он начал быстро преуспевать в учении.
Возрастая телом, он в то же время возрастал и духом: любил пост и воздержание, избегал обыкновенных детских игр, прилежно читал слово Божие, научаясь той премудрости, начало которой есть страх Божий, и, таким образом, восходя от силы в силу, возрастал в мужа совершенна.
С течением времени родители его переселились из города Ростова на место, называемое Радонеж. По переселении сюда они вскоре умерли, оставив ему большое наследство. Раздав все бедным и не оставив ничего себе, он удалился в пустыню, построил там хижину и, пребывая в ней, весь отдался духовным подвигам и непрестанной молитве Богу.
Через несколько времени пришел к нему в пустыню один инок, по имени Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, имея от роду 23 года. Несколько дней пробыл инок с Сергием и потом сказал ему: «Чадо, я ухожу отсюда, предав тебя в руки Божий», — а провидя будущее, прибавил: «На сем же месте будет некогда великая и славная обитель». Сказав это, инок помолился и ушел. Оставшись один, Преподобный Сергий продолжал подвизаться в благочестивой жизни, умерщвляя плоть свою постоянным бодрствованием, постом и различными трудами. В зимнее время, когда от морозов расседалась земля, он, как бы бесплотный, не защищал себя одеждою от холода. Не терпя его подвигов, бесы старались прогнать его с того места. Являясь ему в образе зверей или змей, они со всей свирепостью устремлялись на него, чтобы устрашить его. Преподобный молитвой прогонял их от себя и страх, наводимый ими на него, побеждал великодушием. Однажды ночью целый полк бесовский сделал нападение на него, и бесы с великой яростью кричали ему: «Уйди из сего места, уйди, чтобы не погибнуть тебе!» И когда они говорили это, большой пламень исходил из уст их. Он же, вооружившись молитвою, прогнал их и не чувствовал никакого страха, поя и славя Бога. Скоро слава о нем начала распространяться повсюду, и многие из окрестных городов и селений, ради пользы духовной, начали приходить к нему, а иные даже желали жить вместе с ним, чтобы пользоваться его наставлениями.
Преподобный с любовью принимал всех приходящих к нему. Сначала он построил небольшой храм, который был освящен во имя Святой Троицы, по повелению митрополита Московского Феогноста, а потом устроил монастырь, который в настоящее время называется Троице-Сергиевой Лаврой. По усиленной просьбе собравшихся к нему иноков, он принял священный сан, был рукоположен в него епископом Афанасием, и начал мудро пасти вверенное ему словесное стадо Христово. По принятии Преподобным священного сана диавол снова начал свои нападения на него. Преобразившись во множество змей, он вошел в его келлию, так что вся она наполнилась змеями. Преподобный начал молиться, и бесы, подобно дыму, исчезли. С этого времени ему дана была от Бога власть над духами нечистыми, и они уже не смели приближаться к нему. Слух о нем продолжал распространяться все более и более и достиг даже отдаленных мест. По слуху пришел к нему из Смоленска один архимандрит, именем Симон, который принес с собой большое богатство и вручил его Преподобному, с тем, чтобы он построил более обширный храм, и самого себя отдал в полное послушание ему. При помощи Божией, на эти средства Преподобный Сергий скоро построил большой храм и распространил монастырь.
Однажды в монастыре случился недостаток в пище, и иноки, пробыв без нее три дня, предались великой скорби. По уставу же Преподобного, никто из них не мог выходить из монастыря, и даже для того, чтобы попросить себе хлеба у мирян. Иноки, мучимые голодом, начали роптать на него: «До каких же пор ты будешь возбранять нам выход из монастыря? Потерпим еще одну ночь, — говорили они, — а завтра уйдем отсюда, чтобы не умереть нам от голода». Преподобный утешал их, представляя им примеры из жизни святых Божиих, которые ради Господа терпели много скорбей, и в том числе голод, жажду и наготу. Утешая их, он указывал им на Промысл Божий, приводя слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их...» (Мф. 6, 26). «Если Бог питает птиц небесных, — говорил он, — то неужели Он не может напитать нас? Ныне настало для нас время терпения, а мы явились нетерпеливыми, не желая перенести кратковременного искушения, случившегося с нами. Если бы мы благодарно приняли его, то это принесло бы нам великую пользу. Ныне у нас на малое время случилось оскудение, а завтра будет изобилие всех благ». И это предсказание Преподобного исполнилось. На другой день рано утром в монастырь прислано было одним неизвестным благодетелем множество печеных хлебов, рыбы и иных различных приготовленных яств. «Один христолюбец, — сказали принесшие пишу, — прислал с нами все это авве (отцу) Сергию и живущим с ним братиям». Пищи этой было принесено так много, что после трапезы осталось еще на несколько дней. «Видите, — сказал Преподобный братии, — и подивитесь, — как Бог награждает за терпение, ибо Он не забывает убогих Своих до конца и никогда не оставит сего святого места и живущих в нем рабов Своих, служащих Ему день и ночь».
Преподобный Сергий, придя в пустыню, не без намерения поселился вдали от воды, а ради умножения труда, чтобы ношением воды утруждать свое тело. Когда же, по изволению Божию, в этом безводном месте умножилось число иноков и устроился монастырь, то отсутствие воды стало представлять много затруднений и неудобств. Поэтому многие из иноков начали роптать за это на Преподобного и говорили: «Зачем он избрал для себя это безводное место и для чего устроил здесь монастырь?» Преподобный на это отвечал им: «Я, братие, сначала хотел один жить тут в безмолвии, но так как Богу угодно было, чтобы на сем месте был монастырь, то Он даст и воду, только не изнемогайте в терпении, а с верою молитесь Ему. Если непокорным людям Он некогда источил из камня воду в пустыни, то тем более не оставит без воды вас, трудящихся ради Него». После сего, взяв с собою одного из иноков, он тайно пошел в одно место, которое было недалеко от монастыря и где никогда не было воды. Придя туда, он увидел на земле небольшое углубление, наполненное дождевой водой, и, преклонив колена, начал усердно молиться Богу. И вдруг, по его молитве, на этом месте образовался большой источник воды, который существует и доныне, и многие, с верою и благоговением почерпающие воду из него, получают различные исцеления.
Преподобный совершил много и иных различных чудес. Он даже воскрешал мертвых. Некоторый человек, живший близ монастыря, имел единственного сына, который сделался болен, и он понес его к Преподобному для исцеления. Больной отрок дорогой умер, и отец неутешно оплакивал его. Преподобный, увидев слезы отца, сжалился над ним и, помолившись, воскресил умершего отрока.
Различные чудеса, совершаемые Преподобным, прославили его. Князья, бояре и люди простые из разных городов и стран во множестве приходили к Преподобному для того, чтобы только увидеть его и насладиться беседой с ним.
Один поселянин-земледелец из отдаленной страны, слыша много о Преподобном Сергии, пожелал видеть его и, придя в его монастырь, спросил: где он находится? Преподобный в это время был в саду и копал землю. Узнав о сем, поселянин пошел в сад, и, увидев там старца в поношенной и худой одежде, копающего землю, подумал, что его обманули, ибо надеялся видеть Преподобного в великой славе и почести. Вернувшись оттуда, он опять стал спрашивать о Преподобном. «Покажите его мне, — говорил он, — ибо я пришел издалека, чтобы видеть его!» Ему сказали, что он уже видел его в саду. В это время Преподобный возвращался из сада. Поселянин, увидев его, отвернулся, чтобы не смотреть на него, и думал про себя: какого большого труда стоило мне прийти сюда, и мой труд оказался напрасным, потому что я надеялся видеть Преподобно­го, о котором так много слышал, в великой славе и почести. Преподобный, узнав его тайные мысли, позвал его к себе, обласкал, предложил ему пищу и сказал: «Не скорби, ибо скоро увидишь того, кого желаешь видеть!» Сейчас же после этих слов Преподобный получил известие о том, что к нему идет один из великих князей. Он тотчас встал и вышел навстречу князю, который шел со множеством своих слуг. Князь, увидев его, приблизился к нему и поклонился до земли, прося благословения у него. Он благословил его и с подобающей ему честью принял его к себе. Князь и Преподобный сели и начали беседовать, а все прочие почтительно стояли около них. «Кто этот старец, который беседует с князем?» — спросил поселянин одного из слуг князя, «Святой Сергий», — отвечал ему слуга. Получив такой ответ, поселянин начал укорять себя за то, что он ранее не поверил тем, которые говорили ему о Преподобном, не воздал ему должной чести и очень был пристыжен всем происшедшим при нем. Когда князь оставил монастырь, поселянин приблизился к Преподобному, стыдясь смотреть на лицо его, пал к его ногам и просил прощения в своем грехе против него. Преподобный с любовью, утешая его, сказал ему: «Не скорби, чадо, потому что ты один истинно думал о мне, считая меня за ничто, а все прочие ошибались, почитая меня великим». Так велико было смирение Преподобного Сергия! Он больше возлюбил гнушавшегося им поселянина, чем те почести, которые оказал ему посетивший его князь.
Однажды Преподобный, по своему обычаю, поздно вечером стоя на молитве, усердно молился Богу за учеников своих и вдруг услышал голос, звавший его по имени. Это очень удивило его, и он, сотворив молитву, открыл окно своей келлии, чтобы видеть того, кто звал его. Взглянув в окно, он увидел необыкновенно большой свет, идущий с Неба, так что ночь казалась ему светлее дня, и вторично услышал голос, который говорил ему: «Сергий, ты молишься о чадах твоих, и молитва твоя услышана! Посмотри, как много иноков, во имя Святой Троицы собирающихся к тебе!» Преподобный посмотрел и увидел многое множество прекрасных птиц, сидящих не только в монастыре, но и кругом него и дивно поющих. Опять, в третий раз, неведомый голос говорит ему: «Подобно птицам, которых ты видишь такое множество, умножится стадо учеников твоих, и после тебя не уменьшится число их, и так же чудно и разнообразно, как эти птицы одеты перьями, они будут украшаться добродетелями, желая следовать по стопам твоим». Преподобный, смотря, удивлялся этому чудному видению и, желая иметь свидетеля этому, позвал к себе некоего Симона, который был недалеко от него. Симон очень удивился, что Преподобный в такое необычное время зовет его, поспешно пошел к нему, но не удостоился созерцать вполне это видение, а увидел только часть небесного света. Преподобный рассказал ему обо всем, что он видел и слышал, и они оба вместе, радуясь, прославили Бога.
Спустя некоторое время пришли из Константинополя греки, посланные к Преподобному Святейшим Патриархом Филофеем, и передали ему от Патриарха благословение и дары: крест, параман, схиму и послание, в котором Патриарх хвалил его подвиги и советовал устроить в монастыре общежитие. Преподобный это послание представил всероссийскому Митрополиту блаженному Алексию и спросил его: «Как повелишь ты, Владыко святый?» Митрополит отвечал ему на это, что и он тоже советует ему устроить общежитие. Преподобный так и поступил. Он учредил в своей обители общежитие, повелел строго соблюдать общежительный устав, не иметь своей собственности и не называть ничего своим, а, по правилам святых отцов, иметь все общее.
Учредив в своей обители общежитие, он вознамерился, избегая славы от людей, уйти в какое-либо неизвестное место, чтобы там наедине, в безмолвии служить Богу. Избрав удобное время, он тайно оставил монастырь. Отойдя довольно далеко от монастыря, он нашел удобное для себя место близ реки, называемой Киржач, и поселился там. Иноки, увидев себя оставленными им, были в великой скорби и смущении, как овцы без пастыря, и начали усердно везде искать его. Узнав, где он находится, они пришли к нему и со слезами умоляли его возвратиться в монастырь, но он, любя безмолвие и уединение, не соглашался на это. Тогда многие из них, оставив Лавру, пришли к нему и поселились вместе с ним в пустыни, где потом был устроен монастырь и храм во имя Пресвятой Богородицы. Иноки же, оставшиеся в великой Лавре, не желая жить в ней без него, обратились с просьбой к Митрополиту Московскому святителю Алексию о том, чтобы он повелел Преподобному возвратиться к ним. Митрополит послал к нему двух архимандритов просить его о возвращении в Лавру из опасения, чтобы иноки не разошлись без него и святое место не оказалось бы пустым. Преподобный из послушания воле Митрополита оставил пустынь и возвратился в Лавру, к великому утешению иноков.
Епископ Пермский святой Стефан, питавший большую любовь к Преподобному, однажды совершал путешествие из своей страны в Москву и, проезжая в довольно дальнем расстоянии от Лавры, в которой намеревался быть на обратном пути, остановился против нее, помолился и, поклонившись Преподобному Сергию, сказал: «Мир тебе, брат духовный!» В это время Преподобный Сергий, сидевший за трапезой вместе с иноками, никем не будучи уведомлен о сем, встал из-за стола, постоял немного, помолился, поклонился вдали находящемуся от Лавры епископу и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!» Иноки удивились сему, и некоторым из них казалось, что он видит видение. По окончании трапезы они спросили его о случившемся. Преподобный сказал им: «В этот час епископ Стефан, приезжавший в Москву, остановился против нашего монастыря, поклонился Святой Троице и благословил нас, грешных». Потом некоторые из иноков узнали, что это действительно было так, и удивлялись дару прозорливости, данному Богом Преподобному.
Обитель Преподобного процветала добродетельными мужами, и многие из них за благочестивую жизнь были взяты в другие монастыри во игумены, а иные были поставлены даже епископами. Все они преуспевали в добродетелях, будучи наставляемы и руководимы искусным исполнителем заповедей Господних Преподобным Сергием, который, проходя равноангельское житие, всегда и во всем был образцом для своей паствы и за это, еще живя во плоти, удостоился иметь общение с бесплотными. Однажды, когда он совершал Божественную литургию, Ангел Господень, сияющий, как солнце, в алтаре храма сослужил ему. Это ясно и с ужасом видели ученики его Исаакий молчальник и Макарий, особенно отличавшиеся благочестивой жизнью.
Святой Митрополит Алексий, находясь уже в преклонных летах и чувствуя приближение своей смерти, призвал к себе Преподобного Сергия и, взяв свой архиерейский крест, который носил на персях, украшенный золотом и драгоценными камнями, хотел было возложить его на Преподобного. Но он со смирением, поклонившись ему, сказал: «Прости меня, Владыко, ибо я от юности не был златоносцем, а в старости еще более желаю пребывать в нищете». «Да будет тебе известно, — сказал святитель, — зачем я позвал тебя к себе и что намерен сделать. До сих пор управлял я Российской митрополией, врученной мне Самим Богом, теперь предвижу скорую мою кончину и желаю поэтому при своей жизни найти такого мужа, который бы после меня мог пасти стадо Христово, и такового не нахожу, кроме тебя одного». Преподобный, услышав сии слова, смутился, потому что считал себя совершенно недостойным принять предлагаемый ему сан епископа, и сказал: «Прости меня, Владыко! Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил. Невозможно быть сему, ибо я грешный и худший из всех людей, а посему как дерзну воспринять такой великий сан?» Долго святитель склонял его к принятию архиерейского сана, но, любитель смирения, Преподобный оставался непреклонен. «Если не хочешь, Владыко святый, — сказал ему, наконец, с огорчением Преподобный,  — прогнать худость мою от пределов сих и от святыни твоей, то более не говори мне о сем». После сих слов святитель Алексий, видя непреклонность Преподобного, не стал уже ничего более говорить ему об этом, опасаясь, что он удалится куда-либо из своего места и Москва лишится такого великого светильника. Утешив его, он с миром отпустил его в монастырь. Через несколько времени святитель Алексий окончил свою земную жизнь, и снова князья и весь народ стали просить Преподобного принять сан святителя и быть преемником святителя Алексия. Он снова отказался от этой великой чести.
После святителя Алексия на престол митрополии Российской вознамерился взойти один архимандрит, по имени Михаил, который прежде своего посвящения дерзнул облачиться в святительские одежды и возложить на себя белый клобук. Подозревая Преподобного в том, что он будто бы тайно недоброжелательствует ему и препятствует занять престол Российской митрополии, желая сам быть митрополитом, начал вооружаться против Преподобного и его обители. Узнав об этом, Преподобный сказал своим ученикам: «Михаил, восстающий на мою обитель и на меня, не получит желаемого и не увидит Царствующего града, потому что побежден гордостью». И это сбылось: Михаил, отправившись в Царьград для посвящения, дорогой заболел и умер. На престол Российской митрополии был возведен святитель Киприан.
В то время, по Божию попущению, случилось нашествие на Русскую землю татарского хана Мамая. Великий Князь Димитрий очень скорбел об этом. Преподобный воодушевил его, благословил и предсказал ему победу. «Иди, — говорил он ему, — против варвара и не сомневайся. При помощи Божией ты победишь его и невредимым вернешься в свое Отечество». Великий Князь, уповая на помощь Божию и на молитвы Преподобного, вступил в битву с татарами и победил их, так что Мамай с остатками своего войска едва спасся бегством. Преподобный в то время, когда происходила решительная битва русских с татарами, стоял на молитве в своей обители вместе с иноками и, будучи прозорлив, сказал им, что Великий Князь Димитрий уже победил татар и, назвав по имени всех павших на поле брани воинов, совершил о них молитву. Великий Князь, возвратившись с поля битвы, пришел в обитель Преподобного и много благодарил его за то, что он помог ему своими прилежными к Богу молитвами.
Однажды Преподобный стоял ночью на обычном своем молитвенном правиле пред иконой Богоматери и молился за своих учеников и обитель. По прочтении акафиста Божией Матери он сел немного отдохнуть, а ученику своему Михею сказал: «Чадо, бодрствуй! Сейчас будет дивное и ужасное посещение нас». После сих слов вдруг послышался голос, говорящий: «Пречистая грядет!» Услышав это, Преподобный вышел из келлии в сени. Там осиял его необычайный свет, и в сиянии его он увидел Пресвятую Богородицу с двумя апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал лицом на землю, будучи не в силах вынести сияния этого света. Пречистая, коснувшись его Своими руками, сказала ему: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби, ибо молитва твоя за твоих учеников и обитель твою услышана: отныне она будет изобиловать всеми благами не только при твоей жизни, но и по кончине твоей, ибо Я неотступно буду пребывать в ней, подавая ей все нужное, покрывая и сохраняя ее». Сказав это, Пресвятая Богородица стала невидима. Страхом и трепетом одержим был Преподобный. Придя в себя, он увидел ученика своего Михея от страха лежащим на земле, подобно мертвому, и поднял его. Поднявшись, Михей пал к ногам Преподобного и сказал: «Скажи мне, отче, ради Господа, что это было за чудное видение, при виде которого мой дух едва не разлучился с телом?» «Потерпи, чадо, — мог только ответить ему на это Преподобный, — ибо дух мой трепещет во мне от столь чудного видения». Сказав эти слова, он продолжал стоять в безмолвии, радуясь душой и удивляясь бывшему дивному видению. Спустя уже некоторое время он повелел ученику своему Михею призвать к нему еще двух его учеников: Исаака и Симона. Когда они пришли, он по порядку рассказал им о видении им Пресвятой Богородицы с апостолами и о том, что Она сказала ему. Услышав о сем, они возрадовались и все вместе совершили молебное пение Богоматери. Преподобный весь остаток ночи провел без сна, размышляя о милостивом посещении Богоматери.
Преподобный Сергий дожил до семидесяти восьми лет, проведя всю свою жизнь в великом воздержании и трудах и совершив много чудес. За шесть месяцев до своей кончины он созвал иноков и игуменом над ними поставил ученика своего Никона, молодого летами, но совершенного в духовной жизни, а сам предался безмолвию. В сентябре 1392 года Преподобный заболел. Предчувствуя свою кончину, он снова призвал к себе иноков и много поучал их. Затем, преподав им благословение и прощение, он причастился Пречистых Христовых Тайн и предал святую душу свою в руки Божий. Это было 25 сентября. Честное тело его положено было в той обители, где он подвизался. Через тридцать лет после погребения, а именно 5 июля 1422 года, были обретены нетленными честные его мощи, от коих исходило неизреченное благоухание и много больных получало исцеление. Не только тело Преподобного при обретении его оказалось нетленным, но и самые одежды, бывшие на нем, были невредимы, хотя гроб стоял в воде. И доныне сей великий чудотворец помогает всем, с верою притекающим к нему, и совершает великие и бесчисленные чудеса во славу Христа Бога нашего, Которому честь и благодарение вовеки. Аминь.
Память Преподобного Сергия Святая Церковь совершает в день его преставления, 25 сентября, и в день обретения честных мощей его, 5 июля.

 

 


Свято-Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев-Посад.

Тропарь Преподобному Сергию
25 сентября (8 октября)

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш!
(Преподобный отец наш Сергий! Будучи во временной жизни подвижником добродетелей, ты, как истинный воин Христа Бога, сильно боролся со страстями, бывши для своих учеников образцом в пении (прославлении Господа), бдении и посте, чрез что в тебя вселился Пресвятый Дух, действием Которого ты украсился светло (прославлен); посему, как имеющий дерзновение пред Святою Троицею (удостоенный особенной благодати от Господа), поминай (в своих молитвах пред Господом) стадо, которое ты, премудрый, собрал, и не забудь посещать детей своих, как обещался).

Тропарь на обретение мощей
Преподобного Сергия
5 (18) июля

От юности восприял еси Христа в души твоей, Преподобие, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, исцеления всем подая обильно: отче наш Сергие! Моли Христа Бога, да спасет души наша!
(Преподобный отче! Ты с юности всею душою возлюбил Христа и больше всего возжелал уклониться от мирской суеты; мужественно поселился в пустыне и в ней возрастил чад послушания, плоды смирения. Вследствие сего сделавшись обителью Троицы, ты своими чудесами просветил всех, приходящих к тебе с верою, обильно подавая всем исцеления. Отче наш Сергие! Моли Христа Бога спасти наши души!)

Молитва Преподобному Сергию

О, священная главо, Преподобие отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси: и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща, мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая душа твоя со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами у престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном прейтии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Hosted by uCoz