Война

С лета 1373 г. на границах с Ордой растет напряжение. Почти каждый год Димитрий Иванович с московским войском стоит у Коломны.
С 1374 г. Московская Русь находится с Ордой в состоянии войны, дань уже который год не выплачивалась. В августе 1378 г. события принимают решающий оборот. Мамаю нужно было что-то предпринимать: терпеть долее непокорную Москву не представлялось возможным. Татарскую рать возглавил военачальник Бегич.
Димитрий стоял наготове у Коломны. Когда разведка донесла о движении противника, московский князь не стал отсиживаться, он вышел навстречу противнику. На реке Воже, в рязанской земле, Бегич был разбит наголову.
Сокрушитетельное поражение татарского отряда всколыхнуло и врагов и друзей. Москва торжествовала. В честь победы летом 1379 г. в Коломне был заложен Успенский собор. Грандиозные размеры храма свидетельствовали о царском размахе Димитрия. Внешний облик собора формировался пирамидальными  объемами, сходящимися к центральной главе  наподобие  кедровой шишки. Всего было три главы — символ Троицы. Центральный пролет поражал своим необычайным размером, так же, как и глава собора. Именно необычная величина свода и привела к неудаче. Середина совершенно готового храма рухнула, не выдержав давления купола. Казалось бы, все усилия пошли прахом: грандиозная для того времени постройка, сложенная ценой величайшего напряжения строительной мощи Московского княжества всего лишь за одно лето, вдруг, в один миг, стала непригодной для богослужения.
И все же — в храмовый праздник 17 августа 1380 г. литургия в соборе совершилась.
В день Успения св. Димитрий призвал все княжества русские собрать воинские силы в Коломне — сосредоточиться для отпора врагу на переднем крае. Сюда, в Коломну, самое важное звено общерусской обороны по окскому берегу, двумя сухопутными дорогами и речным путем — по Москве-реке сошлось огромное русское войско. Даже по усредненным подсчетам — в нем было около 150 тысяч воинов. За всю свою историю до сих пор земля русская не собирала столько ратных людей.
Недалеко от города, у села Микульского, на Сиболовом лугу, Димитрий с большей частью войска сделал остановку. Здесь обычно бывала последняя стоянка перед въездом в город, здесь владелец села, знаменитый воевода Микула Васильевич Вельяминов встречал почетных гостей или провожал их, если они уезжали из Коломны. После первой, предварительной, встречи Димитрий направился в кремль. Возможно, что от Микульского шли на ладьях. Князя ждали у главных крепостных ворот— Пятницких.
Вся Коломна встречала его, — с владыкой Герасимом, с коломенским священством и чтимыми святынями, с иконами, хоругвями и крестами. В ярких лучах солнца сверкали ризы священников и воинское снаряжение. Мы можем себе представить, как св. Димитрий подходил к парадным Пятницким воротам, осеняя себя крестные знамением пред большой надвратной иконой Спасителя, а епископ ждал его у входа с благословением. Это была столь волнующая картина, что даже скупые на слова летописцы упоминают, как епископ встречал князя в градских вратах.
Вошли в Кремль. Согласно звонили колокола Успенского собора, ему вторил соседний, Воскресенский, из-за стены отвечал им собор Иоанна Предтечи в Городище, дружно звонили и деревянные церкви Коломны.
Димитрий Иванович молился в Успенском соборе, очищенном от рухнувших камней; потоки света лились в пролом сверху, недостроенный храм был переполнен молящимися. Праздничное   богослужение все-таки было проведено в новом храме! Конечно, не было еще росписей, от стен веяло сыростью, может быть, не хватало утвари, но главная храмовая икона должна была стоять на своем месте. Что это был за образ? Коломенская церковная традиция утверждает, что это была та самая чудотворная Донская икона Божией Матери с Успением на обороте, и что Димитрий взял ее с собой в поход на Куликово поле. Некоторые ученые утверждают, что икона была написана Феофаном Греком уже позднее, после Куликовской битвы. Не будем здесь пускаться в споры и рассуждения: каждый волен выбрать свою версию. Мы же верим, что икона тогда была со св. Димитрием, и он со своими соратниками молился перед чудотворным образом, видел эти суровые огненные краски. Скольким воеводам не доведется ещё раз припасть к этому образу, сколько их погибнет в жестоком бою!
Затем Димитрию Ивановичу предстояли долгие совещания с полководцами о порядке похода.
Ждали его и послы Мамая. Татарский темник предпринял последнюю попытку уладить дело миром. Его послы требовали дани как при Джанибеке: тогда Москва платила больший «выход», чем тот, что св. Димитрий выговорил себе. Князь отвечал, что согласен выплатить дань именно в том размере, о котором условился с Мамаем раньше.
С тем посольство и удалилось; ясно, что Мамая такой ответ великого князя удовлетворить не мог, а значит, битва становилась неизбежной.
Перед тем, как отправиться в поход, Димитрий Иванович решил провести смотр российских войск. У Коломны, на Девичьем поле, утром, собрались дружины на огромном пространстве вдоль окского берега. Великий князь объехал ряды ратников, которых столько собралось, что невозможно было охватить одним взглядом. Каждый полк получил своего начальника. Коломенским — командовал Микула Вельяминов. Воеводой переяславского полка стал другой коломенец — Андрей Серкизов.
20 августа войско выступило в поход.
У храма Пречистой св. Димитрий прощался с епископом Герасимом. Летописец так передает слова князя: «Благослови меня, отче, пойти против окаянного этого сыроядца Мамая и нечестивого Ягайла, и отступника нашего Олега, отступившего от света в тьму. Святитель же Герасим благословил князя и всех воинов его пойти против нечестивых агарян».
Димитрий подошел к Дону 6 сентября, а 8 числа, в самый Госпожин День, на праздник Рождества Богородицы, была битва. Накануне в ночь Димитрий Иванович со своим полководцем Дмитрием Боброком-Волынцем в последний раз проводили осмотр поля боя; тогда, по коломенскому преданию, и дали они обет в случае победы поставить монастырь на коломенских землях Боброка.
В бою, невиданном по ожесточению, погибло более половины русского войска. Среди убитых оказались и двадцать бояр коломенских, в их числе и Микула Вельяминов и Андрей Серкизов. Тела многих погибших перевезли на родину. До недавнего времени показывали под Коломной места (вроде Куликовых кустиков у с. Микульского), где, по легендам, похоронили героев Куликовской битвы. Это, вероятнее всего, более древние захоронения, но уже само появление подобных легенд очень характерно. Ведь ясно, что знатных коломенских бояр не оставили на поле битвы, а погребли на родовых кладбищах.
Возвышенной скорбью о погибших проникнуто поэтическое сказание Софрония Рязанца — знаменитая «Задонщина». Часто цитируют строку: «Трубы трубят на Коломне...» Но есть в поэме и более печальные строки.
Вспомните то место, где жены коломенские оплакивают своих мужей, погибающих у Дона, стоя на заборолах — на стенах Коломны...
В память о погибших св. Димитрий учредил специальный день поминовения, теперь зовется Димитровской родительской субботой.
В честь победы был возведен и Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. В народе его называли Обетным   — в память о том обете, который дали перед битвой великий князь   и   Боброк-Волынец. С 1381 г. возносятся в этих стенах молитвы о упокоении душ «вождей и воинов на поле Куликовом убиенных»... Тогда монастырь был деревянным, но в центре  его поднимался прекрасный  белокаменный Рождественский собор. Он был зримо связан с Успенским собором Коломенского кремля. Так подчёркивалась невидимая духовная связь:оба памятника посвящены Богородице и славным воинским победам.
Успенский собор был завершен в 1382 г., два года спустя после Донской битвы, и с тех пор почитается монументом этой победы.

После битвы

Для православного человека «случайностей»  не бывает. Когда Успенский собор, уже совершенно законченный «случайно» рухнул незадолго до храмового праздника - в этом содержался глубокий символ. Подобно этому Коломенскому храму и дело освобождения Руси от иноплеменного гнёта не было доведено до конца. Москвичи слишком переоценили свои силы, положились на то, что татары-де не смогут восстановиться после своего поражения.
Но события развернулись иначе. Новый хан Тохтамыш сумел в короткий срок мобилизовать силы Орды и неожиданно напал на Москву. Предательски  захваченный кремль был сожжен в 1382 году, и той же осенью, на возвратном пути, татары взяли и сожгли Коломну.
А затем с новой силой разгорелась распря между Олегом Рязанским и Димитрием Донским. Димитрий Иванович разорил столицу Рязанского княжества. В отместку Олег захватил Коломну, ослабленную тохтамышевым погромом, разграбил город, захватил значительные богатства и пленников, среди них находился наместник Коломны - А. А. Остей. Св. Димитрий направил было посольство Олегу, но он был в таком ожесточении и обиде, что даже не пожелал беседовать с посланниками. Св. Димитрий обратился за помощью к Преподобному Сергию Радонежскому уладить конфликт. Вскоре Преподобный сам пешком направился в Рязань через Коломну, минуя им же основанный у Окской переправы Голутвин монастырь. Именно тогда, говорят, и появился в Колычеве от удара сергиевым посохом оземь целебный источник — Святой, или Сергиев, колодец. Блаженны Миротворцы...
О чем говорил преподобный Сергий с Олегом — неизвестно, но в конце привел с собой рязанского князя на переговоры. В конце 1385 г., не в самой Коломне, а около нее на р. Северке был заключен договор между давними врагами. Определили границы княжеств, Олег признал себя "молодшим братом" и союзником московского князя. А вскоре св. Димитрий выдает свою дочь замуж за сына Олега Рязанского. Блаженны кроткие... Из глубины веков показали нам оба князя пример христианской любви, смирения и прощения.
После всех этих событий духовная жизнь Димитрия становится глубже, именно в это время он особенно близок со св. Сергием; преподобный становится духовным отцом князя.
Св. Димитрий недолго прожил: сказалось, вероятно, и ранение в Куликовской битве и последующие трагические годы.
В мае 1389 г. он пишет грамоту, завещание, где особо говорится о коломенских землях. Коломна была по богатству вторым городом княжества после Москвы, Димитрий завещал ее старшему сыну Василию вместе с многочисленными коломенскими землями. Княгине, жене своей, оставались на Коломне: Самоилецев починок с деревнями. Савельевский починок. Микульское село и пригородные села: Бабышево, Ослебятевское и Репинское.
19 мая 1389 г. св. Димитрий скончался.
Но навеки остались память о его подвиге и дела его продолжались наследниками. В 1392 г. Феофан Грек расписывает Успенский собор. В храме высился чудесный иконостас. По одной из гипотез, он, возможно, сохранился, перенесенный в Москву в Благовещенский собор.
А памятью о славных делах остались нам храмы, крепостные башни и монастыри. Немало пострадали они во время антихристианских гонений. Многое мы потеряли, многое утратили... Но Церковь - не одолеют адовы врата. Как прежде, жива Церковь и как прежде начинает она великий труд возрождения разоренной Руси, подобно тому, как шесть веков назад сделал это святой благоверный князь Димитрий Донской. И Коломне будет принадлежать не последнее место в трудном и благородном деле возрождения.

Благоверный княже Димитрие, моли Бога о нас!


Князь Московский
Димитрий Иоаннович Донской.


Князь Димитрий Донской и
прп. Сергий Радонежский.

Главы из книги
«Святой Дмитрий Донской и Коломна»
Романа Гацко.

Hosted by uCoz